Cпецпроекты

Ликбез: что такое IPO?


0 437 5
Рассказываем, почему не всякий стартап может позволить себе выход на IPO, как проходит подготовка и какие опасности грозят компании после IPO.

IPO (Initial Public Offering) — это первичное публичное размещение акций компании. Стартап выпускает акции на рынок, где их могут купить инвесторы, ранее не имевшие отношения к компании. Так стартап перестает быть частным и выходит в публичное поле.

Обычно IPO — единственный способ получить очень крупные инвестиции. Выход на IPO значит, что компания выросла и может быть интересна ключевым инвесторам.

Плюсы IPO

  1. Успешное проведение IPO — это возможность привлечь капитал для дальнейшего развития: расширения команды, разработки и запуска нового продукта, выхода на новые рынки.
  2. Компания сможет покупать более мелких конкурентов, расплачиваясь акциями.
  3. IPO помогает стартапам привлекать к сотрудничеству крутых специалистов, потому что компания может предлагать сток-опционы (опционы на выкуп акций). Стартап может выплатить руководящим менеджерам небольшие суммы заранее, обещая, что полную сумму они получат после IPO.
  4. Выход на IPO всегда получает широкое освещение в прессе. О компании узнают на рынке и за его пределами.

Минусы IPO

  1.  Руководство компании должно полностью сосредоточиться на подготовке IPO, тратить на него все силы, время и средства. Конечно,  это может нанести ущерб прибыли компании.
  2. Компания сталкивается с  необходимостью предоставлять данные (например, для ежеквартальной оценки прибыли) и формировать отчеты о своей работе для разных контролирующих органов. В результате менеджмент фокусируется на краткосрочных задачах. В таких условиях трудно заниматься планированием и формировать долгосрочные цели.
  3. Если акции будут плохо продаваться, СМИ распространят информацию о неудаче. Компания понесет репутационный ущерб.
  4. Создатели компании могут потерять руководящие позиции и даже быть уволенными.

 

Как готовятся к IPO?

Весь процесс занимает около года. За это время компания тратит в среднем более $2 млн на разные выплаты и издержки.

Для  подготовки к IPO компания нанимает инвестиционный банк (его называют андеррайтером).  Банк подготавливает финансовую отчетность и следит за соблюдением всех требований к компании.  Кроме того, андеррайтер общается с представителями инвестиционных фондов, чтобы узнать, насколько продукт им интересен. Это помогает сформировать стоимость компании на IPO.

Затем инвестиционный банк (чаще их несколько) вместе с основателями стартапа оценивает компанию, определяет стоимость одной акции и их количество на IPO. Участники встречи подписывают соглашение.

Андеррайтеры подготавливают инвестиционный меморандум с финансовой отчетностью, подробной информацией о предложении, целях привлечения инвестиций, возможных рисках, дивидендной политике компании и ее структуре до превращения в публичную.  Меморандум подают в орган, который регулирует рынок ценных бумаг в стране, на бирже которой пройдет IPO. В США это SEC — комиссия по ценным бумагам и биржам. Комиссия проверяет меморандум. Если данные в порядке, то назначается дата IPO.

Тэги:
Подписывайтесь на нас в Facebook!

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: