Cпецпроекты

«В Украине людей учат сражаться». Джиджи Вонг, гуру Кремниевой долины


0 1428 289

Ключевой спикер конференции ITEM Джиджи Вонг в IT-бизнесе уже 30 лет. Она стояла у истоков развития интернета. Сейчас Джиджи консультирует стартапы в Кремниевой долине, сотрудничает с Центром предпринимательства и технологий Sutardja в Университете Беркли, а также возглавляет консалтинговую фирму MG-Team. 

Джиджи уже не один раз была в нашей стране и знает, с какими трудностями сталкиваются украинские стартапы. О том, как их побороть и о многом другом она рассказала нам в интервью.

О проблемах украинских  стартапов

Украине не хватает обширной венчурной экосистемы. Есть инвесторы, которые работают с рядом компаний, финансируют их. Но в вашей стране не развита экосистема, где инвесторы — это главные действующие лица, которые работают со стартапами, помогая им расти.

Я считаю, что стартапы должны больше задумываться о том, как найти финансирование вне Украины.
Американские стартапы, особенно те, что в Кремниевой долине, имеют доступ к по-настоящему обширному и устоявшемуся сообществу инвесторов, на которое они могут опираться, которым они могут воспользоваться, к которому пойти. Даже если инвестор не финансирует компанию, то чаще всего может дать фаундерам совет.

Я считаю, что стартапы должны больше задумываться о том, как найти финансирование вне Украины и выйти на мировой рынок. Одни из действительно успешных украинских предпринимателей, которых я встречала, как раз переехали в США и запустили компанию здесь. Это Allset.

Доступ к инвестиционной экосистеме имеет стратегическое значение для развития бизнеса.

Другой важный вопрос — правильный выбор целевой аудитории. Хотят ли украинские стартапы продавать свой продукт в Восточной Европе или на Западе? Это очень разные рынки. Им необходимо определиться и сфокусироваться на одном, чтобы достичь там успеха.

О том, почему перспективные стартапы проваливаются

Часто «прогорают» хорошие компании, к которым рынок еще не готов. Они развиваются какое-то время, но закрываются, так как для них нет инфраструктуры.

Есть и другая причина — руководители стартапов не знают, как масштабировать проекты.
Например, сейчас успешно работает компания под названием Instacart, которая предоставляет сервис по доставке бакалеи, а такой же сервис несколько лет назад не нашел свою нишу. 

Есть и другая причина внезапного провала: руководители стартапов не знают, как масштабировать проекты. Если это маленькая команда, человек десять, они могут отлично справляться. Но когда компания растет и приходится нанимать всё больше людей, появляются проблемы с масштабированием. Например, менеджеры не могут делегировать задачи. Они по-прежнему хотят быть вовлеченными во все процессы, а это чрезмерный контроль, который тормозит развитие компании. Стартап не масштабируется и умирает.

Третья проблема: фаундеры не понимают,  что для роста компании им нужно внедрять системы и процессы, чтобы управлять крупной организацией, в которой больше сотрудников и задач. И если они не масштабируют инфраструктуру, это тоже может привести к краху стартапа.

О переменах в украинской инфраструктуре

Впервые я приехала в Украину в 2012 году, и тогда стартап-экосистема развивалась быстро. Появился проект Happy Farm (бизнес-акселератор. — Ред.), и он взрастил целую кучу хороших стартапов, включая тот же Allset, появились инвесторы. В 2012 году я наблюдала поразительную траекторию очень быстрого, почти экспоненциального роста экосистемы. Но потом, когда начался конфликт с Россией, произошел спад. Потому что люди боялись ехать в Украину, боялись опасности, нестабильности. Развитие остановилось. Это вызов для украинских стартапов и предпринимателей. Им нужно быть по-настоящему креативными и продолжать добиваться успеха. Я верю, что невзгоды создают возможности для инноваций.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ В Киеве пройдет IT-конференция ITEM 2018
323 0 5
Учитывая экономические проблемы, которые Украина испытывает из-за России, украинские предприниматели должны быть более изобретательны. Им нужно больше работать, у них должно быть больше драйва. Они должны быть намного более инновационными, чтобы преуспеть. Но учитывая, что украинцы суперумны, суперцелеустремленны и способны на потрясающие вещи, как показывает история, я верю, что украинские  предприниматели по-настоящему круты и могут достичь успеха, несмотря на невзгоды.

Об успешности стартапов

У вас может быть прибыльный стартап, который создает рабочие места и возвращает инвестиции, фокусируясь только на украинском или восточноевропейском рынке. Но если вы хотите быть миллиардной компанией, то вам нужно выйти на международный рынок, включая, конечно, рынки Западной Европы, США или Азии.

О технологиях 2018 года

Это определенно искусственный интеллект, потому что улучшились технологии сбора данных. Нам нужен ИИ, чтобы  обработать и использовать такое количество информации. Наиболее востребованы будут компании, которые сфокусированы на использовании ИИ в конкретной сфере.

Также я назову fintech, особенно проекты на блокчейне. Я думаю, эта технология будет применяться все в большем числе областей.

Украина — отличное место для развития ИИ- и блокчейн-стартапов, потому что в основе обеих этих сфер лежит математика, а украинцы хорошо известны своими выдающимися математическими способностями.

О различиях между азиатскими, украинскими и американскими стартапами

На самом деле, между Украиной и США меньше различий, чем между Азией и США. Большинство украинцев, которых я знаю, не боятся выходить на сцену и питчить. Они очень проактивные, и поэтому в целом в Украине есть стиль и драйв. Я думаю, американцы в чем-то лучше, потому что у них гораздо больше практики. Это для них огромная часть культуры — учиться питчингу. В Штатах презентации стартапов более гладкие, вылизанные.  Но украинцы не стеснительны и рассказывают о своем деле с энтузиазмом. Они хороши в проектировании, так что им нужно только освоить искусство питчинга.

Штаты — это я-центричный мир. Американцы говорят о себе, занимаются продвижением себя. В Азии, наоборот, учат смирению: «не высовывайся, будь почтительным». И поэтому азиатам очень сложно говорить о себе, о своих компаниях, показывать себя в выгодном свете.  Это идет вразрез с их ценностями. Я думаю, в Украине, стране с такой непростой историей, людей учат не стесняться, а выходить и сражаться.

IT-конференция ITEM пройдет в Киеве уже 2425 марта. 

Фото предоставлены Джиджи Вонг.

 

Подписывайтесь на нас в Facebook!

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: