Cпецпроекты

Как технологии убивали профессии и почему нам не стоит бояться роботов


0 542 29

Мы боимся, что роботы постепенно вытеснят людей с рынка труда. Но забываем о том, что и раньше технологии заменяли людей на некоторых должностях, создавая при этом новые рабочие места. Редакция bit.ua рассказывает, почему не стоит бояться нашествия машин, кто все-таки рискует потерять работу и как машины будут сотрудничать с человеком.

Как паровой двигатель совершил революцию

В 1711 году англичанин Томас Бьюкенен создал паровой двигатель, чтобы откачивать воду из затопленных угольных шахт. Несколько лет спустя Джеймс Ватт увеличил мощность двигателя. Сфера его применения расширилась.

Понадобилось еще несколько десятков лет, чтобы паровой двигатель произвел революцию. Ее начало относят ко второй половине XVIII века. Англия была в тяжелом экономическом положении из-за наполеоновских войн. Стране приходилось экономить средства и оптимизировать производство. Так распространились машины, которые производили больше, чем мог человек практически вручную.

Священник Уильям Ли изобрел машину для вязания шерстяных чулок, но королева Елизавета I отказала ему в патенте: «Подумайте о том, что ваше изобретение может сделать с моими бедными подданными. Оно наверняка оставит их без работы и сделает нищими». Качество чулок королеве тоже не понравилось — они показались ей грубыми. Уильям не растерялся и переехал во Францию. Там, в Руане, он осуществил свою затею — основал первую механическую трикотажную мастерскую. Дело было в конце XVI века, за сотню лет до того, как находчивый англичанин Бьюкенен создал паровой двигатель, чтобы откачать воду из затопленных шахт.

Почему Лудд сломал машины и что из этого вышло 

В 1779 году англичанин Нед Лудд разбил молотком две чулочновязальные машины на фабрике в Лестере. Он громил станки вовсе не из-за обиды на технологии. То ли ему сделали выговор за праздность, то ли над ним смеялись молодые мастера. Но история смелого рабочего попала в газеты, и о ней узнали. 

В 1811 году Ноттингемские ткачи стали жечь машины. Когда рабочие выводили из строя оборудование, то хором восклицали: "Это Лудд все сломал!" Постепенно восстания охватили всю Англию. Луддиты крушили не только машины, доставалось и фабрикантам, и даже британской армии.

Рикардо Кампа указывает, что луддиты не были технофобами. Их решение разрушать машины было продиктовано нуждой и страхом остаться без работы.
В период активного протеста — с 1811 по 1813 годы — рабочие уничтожили более 1000 машин. В 1812 году парламент ужесточил законодательство и за разрушение оборудования стали казнить.

Некоторые историки считают, что и самого Неда Лудда казнили. Именно этим они объясняют то, что волнения стихли после волны репрессий. Впрочем, специалисты не уверены, существовал ли Лудд на самом деле. В зависимости от города и местных порядков, приход технологий вызывал разные реакции.

В 1829 году в патриархальном Харперс-Ферри старый оружейник убил нового управляющего. Менеджер Томас Данн слишком активно принялся за модернизацию завода. Больше контроля, больше механизации, больше качественной и одинаковой продукции. Оружейные мастера не приняли новые порядки.

В то время правительство США решило перейти к массовому изготовлению оружия. Правительственная программа по развитию арсеналов предусматривала технологические усовершенствования. По словам Меррита-Ро Смита, завод в маленьком южном городке Харперс-Ферри оставался больным местом этой программы. На заводе (хоть и в малой степени) был задействован рабский труд, что повышало социальный статус владельцев. Они отвергали любые нововведения, которые могли пошатнуть их положение в обществе.

Были и обратные примеры рабочие Спрингфилдского арсенала восприняли идею инновации с воодушевлением. Большинство из них выросли в фермерских пуританских семьях получили образование, не были знакомы с рабством и не боялись дисциплины и соседства с машинами.

В Харперс-Ферри и Спрингфилде различались и подходы к управлению. Менеджмент Харперс-Ферри не отличался мудростью, а мастера создавали оружие слишком медленно. В Спрингфилдском арсенале работа была налажена эффективно.

Как промышленный переворот создавал рабочие места

Изменялся процесс — если раньше ремесленники все делали вручную и медленно, то для массового производства нужны были другие скорости и объемы. Людям нужно было осваивать станки и подстраиваться под режим и нормы выработки. Многие просто не хотели работать вместе с машиной, другие не были способны обучиться новому и теряли работу из-за низкой квалификации.

Экономисты Deloitte исследовали сведения о занятости из переписей населения Англии и Уэльса за каждые 10 лет начиная с 1871 года (с перерывом в 1941-м) и данных опроса рабочей силы 1992-го года.

Сокращение рабочих мест в сельском хозяйстве и промышленности с лихвой компенсировалось ростом в сфере социального обеспечения,  креативных и технологических отраслях, а также в области бизнес-услуг.

С момента первой индустриальной революции уменьшилось число профессий, для которых нужна грубая сила, не нужно прилагать интеллектуальные усилия и которые могут быть травмоопасны. Как показывают исследования, заработная плата рабочих после промышленной революции выросла.

Как технологии породили и убили телефонисток

Технологическая безработица в XX веке была вызвана сначала в 1920-х — распространением сельскохозяйственных машин. Затем в 1940–50-х — компьютеризацией.

Компьютеры превратились из помощников в угрозу человечеству. Это закрепилось в массовой культуре — от произведений фантастов (яркий пример — рассказ «У меня нет рта, но я должен кричать») до франшизы о Терминаторе.

Телефонистки иллюстрация того, как развитие технологий создавало новые рабочие места, а потом и сокращало их число. Профессия появилась еще в конце XIX века тогда же, когда и первые коммерческие телефонные линии. В конце 1940-х в США специальность достигла своего расцвета 350 000 человек работали телефонными операторами, 98% из них были женщинами.

В 1960-х ученые разработали другой механизм — коммутацию пакетов. Этот способ делает сеть доступной для нескольких абонентов, а информация разделяется на небольшие части (пакеты). Они передаются в сети независимо друг от друга. Существует узел-приемник, который собирает из пакетов сообщение. По одной линии связи данными может обмениваться множество узлов.

В 1980-х технологии автоматического соединения абонентов распространились. Но телефонистки работали в США даже к концу 1990-х.

В 1996 году в NYT написали о телефонистке Роуз ДиМаджио Трела, которая проработала в холдинге AT&T 50 лет. В тот момент в AT&T осталось 8000 телефонных операторов. Их работа изменилась — больше никаких «веревочных досок», только компьютер. Отделение, в котором работала Трела, готовилось к закрытию, а сама Роуз — к выходу на пенсию. Компания не просто сокращала сотрудников — AT&T назначала пособие (до 104 недель выплат) тем, кто проработал в компании более 30 лет. Те, кого уволили, могли занять одну из 60 вакансий операторов, работающих с людьми с нарушениями слуха. AT&T помогала в переобучении.

В сфере телекоммуникаций США по-прежнему занято много людей — более 760 тысяч. 1880 из них в 2017 году работали телефонными операторами.

То есть сейчас в отрасли занято примерно 0,2% населения, как и в расцвет профессии телефонисток. Только теперь основная задача — не переключение проводов: технологии подарили нечто поинтереснее. Большинство  сотрудников занимается техническим обеспечением — налаживанием телекоммуникационного оборудования. 85 000 американцев работает в службе клиентской поддержки.

Оставшиеся телефонные операторы заняты в крупных компаниях, больницах и гостиницах — там, где много входящих звонков. Операторы соединяют вызывающего абонента с нужным человеком. В этом им помогают компьютеризированные системы.

Технологии перестанут создавать профессии

Раньше без работы оставались ленивые и неквалифицированные люди. Остальные  привыкали к изменившимся реалиям — рабочие осваивали управление станками, машинистки учились набирать текст на компьютерах. Технологии рождали новые профессии —  от таксистов до эсэмэмщиков.

Сейчас все иначе. Чтобы компания зарабатывала деньги, ей больше не нужен большой штат сотрудников (как это было еще 10–15 лет назад). Ей нужны высокотехнологичные роботы, которые не болеют, не засыпают за рулем, не уходят на обед. Экономичнее «нанимать» машины, чем содержать людей.

Исследователи Оксфордского университета Карл Фрей и Майкл Осборн утверждают, что 47% профессий находятся в зоне риска. Быстрее всего останутся без работы таксисты и дальнобойщики. В США по вине водителей погибает 40 000 человек в год. Водители садятся пьяными за руль и нарушают ПДД, а затраты на персонал в транспортных компаниях занимают 33% от всего объема расходов. Беспилотные автомобили каждую неделю мелькают в новостях с новыми достижениями. В ближайшие 10 лет мы будем видеть все больше беспилотников на улицах.

Кроме таксистов, высокий риск потерять работу уже к 2020 году у рыбаков, пекарей и сотрудников сферы фастфуда — тех, чей день занят рутинными задачами, многие из которых уже подвластны машинам.

Компьютеры осваивают и более «человеческие» сферы. Искусственный интеллект диагностирует заболевания, заменяет сотрудников колл-центров, занимается подбором персонала.

Что нас ждет

Среди футурологов есть мнение, что прогресс делегирует машинам более простые задачи, оставляя сложные за людьми.  Когда машины научились хранить информацию, человеку осталась ее обработка. Когда и обработку информации делегировали машинам, человек стал осваивать метаинформацию.

Большинство профессий состоит из разных по сложности задач. Машины справляются только с частью из них. Значит, о полной замене людей компьютерами во многих профессиях говорить нельзя. Искусственный интеллект и люди будут работать в синергии.

С этим тезисом согласен и основатель Coursera и Google Brain Эндрю Ын. Он считает, что у человека останется больше места для творчества.  

В докладе Всемирного экономического форума в Давосе также отмечается, что творческие способности — один из главных навыков для человека из 2020 года. В топ-10 будут также критическое мышление, решение комплексных задач, управленческие способности, эмоциональный интеллект, координация с другими людьми, способность рассуждать и принимать решения, переговорные навыки, ориентация на обслуживание и когнитивная гибкость.

Но не все люди одинаково способны к творчеству и готовы учиться новому. Сокращение рабочих мест без создания новых приведет к росту безработицы среди людей с низкой квалификацией, которые не смогут найти себе новое применение. Поэтому исследователи все чаще заговаривают о введении безусловного базового дохода. Это ежемесячные выплаты, которые будут полагаться людям вне зависимости от того, работают ли они.

Директор Центра теоретической нейробиологии Крис Элайсмит считает, что государства последуют примеру Финляндии, которая уже проводит эксперименты по базовым выплатам. Элайсмит опасается того, что развитие технологий и введение безусловных выплат увеличит пропасть между богатыми и бедными. Ведь базовый доход будет у всех без исключения, тогда как владельцы бизнеса будут получать еще и доходы от него, используя искусственный интеллект в качестве рабочей силы. Квалифицированные сотрудники смогут быстро подстраиваться под изменения и обучаться, поэтому не потеряют работу. А те, чьим источником дохода будут только выплаты, окажутся неспособными получить что-то большее. Однако в самой Финляндии продлевать эксперимент не планируют.

Журналист Скотт Сантенс  настроен более оптимистично — его лозунг: «работа — для машин, жизнь — для людей».

Через пару лет мы узнаем, насколько правдивы нынешние прогнозы. Если вы боитесь, что роботы придут за вашей работой, бегите слушать онлайн-курсы, чтобы повысить свою квалификацию. 

Благодарим за помощь в работе над текстом социолога Даниила Судина, историков Игоря Петрия и Амирана Урушадзе.

 

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: