Cпецпроекты

«Одесса обладает особым французским шармом». Генпродюсер Одесского кинофестиваля Юлия Синькевич


1 400 79

Июль в Одессе – это не только толпы туристов на Дерибасовской, переполненные рестораны и пляжи, на которых негде вьетнамку упасть. На экваторе лета этот город собирает мировых звёзд и всех киноманов страны, ведь в это время здесь уже девять лет подряд проходит Одесский международный кинофестиваль.

В этом году он состоится 13-21 июля и представит больше ста полнометражных и короткометражных фильмов из разных уголков планеты. В международном конкурсе ОМКФ покажут 12 картин из 19 стран, а в национальную конкурсную программу этого года вошло 18 лент.

Локациями фестиваля, как и в прошлом году, станут Театр музкомедии, который многие знают как «фестивальный дворец», кинотеатр «Родина» и «Зелёный театр». Церемонии открытия и закрытия ОМКФ традиционно пройдут в оперном театре.

Накануне фестиваля мы пообщались с генеральным продюсером ОМКФ Юлией Синькевич о самой длинной в Европе красной дорожке, мировых звездах, которых не знает украинский зритель, самых безумных райдерах и будущем украинского кино.

Юлия Синькевич

О красной дорожке ОМКФ

Длина красной дорожки Одесского кинофестиваля составляет около 80 метров. Насколько мне известно, она самая длинная в Европе. Я такой больше нигде не встречала – ни в Каннах, ни в Берлине.

Для красной дорожки мы закупали специальный бельгийский ковролин. Он достаточно прочный, чтобы выдерживать большую проходимость и разные погодные условия, ведь церемония проходит под открытым небом, где может случиться что угодно – дождь, ветер, жара.

Проход по красной дорожке – это особая традиция, которую с давних времён соблюдают все мировые кинофестивали и премии. Часто организаторы выделяют слишком много времени и ресурсов на подготовку этого события, потому что это светская составляющая фестиваля, которая привлекает много зрителей: всем любопытно, кто приехал, во что оделся, как держится на публике.

Красная дорожка – это довольно серьезная статья расходов, целый подпроект в рамках фестиваля. ОМКФ сотрудничает с несколькими подрядчиками, которые отвечают за ее организацию: от технических моментов – света, звука, декораций – до контента и координации гостей, последовательности и количества людей на разных этапах дорожки.

О казусах на фестивале

Фестиваль – это отдельный мир, ведь за 9 дней происходит столько событий, что кажется, будто прожил еще одну жизнь. О многих из них узнаёшь уже постфактум, причем как от участников, так и от организаторов.

Бывали случаи, когда жаждущие отхватить «дешевой славы» пытались выскочить на дорожку, но таких быстро удавалось усмирить, и гостям фестиваля это не доставляло дискомфорта.

А однажды на церемонии награждения мы потеряли статуэтки Дюков – их просто кто-то взял и унес. Обнаружили мы это за пару часов до вручения, но благо в последний момент их удалось найти, и все победители получили свои награды.

Еще один очень трепетный момент – это доставка фильмов. Конечно, сейчас не нужно транспортировать пленки, но в 2015 году у нас чуть не сорвался показ картины «Любовь» Гаспара Ноэ. На него был полный sold out, и мы даже поставили дополнительный показ, однако доставку фильма мы ждали очень долго, а перед самой премьерой медитировали во время закачки на сервер.

Многие события напрямую зависят от погодных условий. Два года назад нас настиг сильный ураган, который сорвал конструкцию, и одного сотрудника ударило током, но он быстро отошел. Также был риск, что пойдет дождь на Потемкинской лестнице, но грозовые тучи, к счастью, всегда обходили нас стороной.

На самом деле, работа над фестивалем не прекращается целый год. Сначала мы проводим работу над ошибками после последнего ОМКФ, потом начинаем вести переговоры со звездными гостями, с некоторыми из которых приходится общаться по несколько месяцев, а то и лет.

Основная фаза подготовки к фестивалю начинается в декабре, когда мы открываем прием фильмов. Потом в январе-февраля, когда в продажу запускаются билеты, активизируется и первая волна зрителей. А в апреле начинается аккредитация журналистов и профессионалов из области кино.

Про бюджет и гонорары на ОМКФ

Бюджет Одесского фестиваля в этом году составляет 2 млн евро, включая бартерное партнерство, участие спонсоров, прибыль от продажи билетов и государственное финансирование. Для сравнения: проведение Каннского кинофестиваля обходится приблизительно в 22 млн евро.

В мире дистрибьюторы заинтересованы в появлении звезд из их фильмов на кинофестивалях, поэтому активно организовывают их приезд и очень пекутся о том, чтобы их не использовали больше, чем нужно. Когда Мерил Стрип была в Каннах, в ее контракте были четко прописаны места, где она появится, и время, которое она там пробудет, вплоть до минут.

Украина много лет была отрезана от мирового культурного поля. Поэтому многие значимые в истории кинематографа личности, к сожалению, не знакомы украинскому зрителю и не воспринимаются как звезды. Задача Одесского кинофестиваля – познакомить украинскую публику с настоящими знаменитостями кино и вернуть нашу страну в мировой культурный контекст.

Не всем звездам, которые приезжают на ОМКФ, нужен гонорар. Наш бюджет не позволяет выделять на эту статью расходов большие суммы. Все кинематографисты приезжают из личного интереса, особенно те, кого мы приглашаем в состав жюри. Это такая профессиональная фестивальная этика, своего рода жест уважения к кино.

О звездных гостях и райдерах

У кинозвезд крайне плотный график и много обязательств перед промоагентствами. Поэтому, чтобы они приехали в Украину, им надо объяснять, зачем сюда стоит ехать и сколько интересного и прекрасного есть в нашей стране. Всех голливудских и европейских звезд, как правило, собирает Каннский кинофестиваль, на котором престижно делать премьеры американских фильмов, к тому же это лучшее место для старта европейских дистрибьюторов. Украина пока не стала настолько важной площадкой из-за недостаточно развитого кинорынка, поэтому вести переговоры приходится долго и не без трудностей.

В позапрошлом году к нам приезжал американский режиссер Даррен Аронофски. У него есть украинские корни, поэтому ему было интересно посетить историческую родину. Гонорар Аронофски не просил и остался еще на три дня после окончания фестиваля, чтобы просто погулять по Одессе, потому что этот город все-таки больше на слуху у иностранцев, чем Киев.

Даррен Аронофски

Несколько лет назад британский композитор Майкл Найман не захотел играть на белом рояле, потому что у него было какое-то предубеждение перед роялями белого цвета. Даррен Аронофски еще во время переговоров спросил, сможет ли он арендовать в Одессе каяк. Оказывается, во время фестиваля проходил один всемирный протест на каяках, в котором он хотел поучаствовать. В общем, лодку мы нашли.

А вот Изабель Юппер, которая приезжала на Одесский кинофестиваль в прошлом году, оказалась простой женщиной с очень скромными запросами. Мы предлагали ей всяческие рестораны, потому что Одесса – это гастрономический рай, однако она выбрала какой-то неприметный буфет, и мы пошли обедать туда.

О программе ОМКФ-2018

По форме и содержанию Одесский кинофестиваль ориентируется на Берлинале и Канны. Конечно, второй ближе нам по стилю, подходу взаимодействия со зрителем и атмосфере, потому что тоже проходит на морском побережье, к тому же у Одессы есть определенный французский шарм.

С Берлинского кинофестиваля в конкурсную программу ОМКФ попали ленты «Стикс» Вольфганга Фишера, «Башня. Ясный день» Ягоды Шельц и «Парижское образование» Жан-Поля Сивейрака, а с Каннского фестиваля – «Девушка» Лукаса Донта и «Перелетные птицы», которая открывала «Двухнедельник режиссеров». А в национальном конкурсе мы покажем фильм Марыси Никитюк «Когда падают деревья», премьера которого состоялась на Берлинале в этом году.

В программе «Фестиваль фестивалей» мы традиционно покажем фильмы – победители мировых фестивалей в Венеции, Локарно, Роттердаме, американского Sundance и других. В честь 100-летия шведского режиссера Ингмара Бергмана, которое припадает как раз на время проведения ОМКФ, мы организовываем специальные показы двух картин – фильма «Персона» самого Бергмана и документальной ленты Гуннара Бергдала «Ингмар Бергман: Интермеццо».

Откроет ОМКФ-2018 лента «Женщина на войне» Бенедикта Эрлингссона, которая была удостоена награды Консорциума писателей и композиторов Недели критики Каннского кинофестиваля в этом году.

Конечно, мы не можем оставаться в стороне от социально-политической действительности, поскольку режиссеров волнуют эти темы и кино всегда отражает то, что происходит сейчас в мире. Но, выбирая фильм, мы всегда думаем о зрителе. В конкурсных программах стараемся представить весь спектр актуальных тем, широкую географию и разные точки зрения авторов. Одесский кинофестиваль откликается на изменения в мире.

На Потемкинской лестнице, как обычно, будет большой open-air-перформанс. 14 июля мы покажем классику немого кинематографа – американскую комедию 1923 года «Safety Last!» режиссеров Сэма Тейлора и Фреда Наймаера, которая будет демонстрироваться в сопровождении живого симфонического оркестра. В этом году фильму исполняется 95 лет, а актеру Гарольду Ллойду, который сыграл в нем главную роль, 125 лет.

Совместно с Центром Александра Довженко мы ежегодно готовим украинскую ретроспективу. Если советские фильмы наш зритель знает хорошо, то о том, что происходило с кино в Украине, ему мало известно. Мы хотим знакомить зрителей с классикой украинского кино, поэтому в этом году подготовили ретроспективу «Украинский мюзик-холл», в которой покажем пять мюзиклов.

Украинское кино на ОМКФ-2018

Украинский конкурс на Одесском кинофестивале этого года достаточно обширный, что не может не радовать. В нем участвуют игровые и документальные, полнометражные и короткометражные фильмы разных жанров. Раньше у нас в стране выходило крайне мало фильмов. Но ситуация изменилась в лучшую сторону, и теперь нам есть из чего выбрать, чтобы составить интересную программу. За последние несколько лет в Украине появилось много молодых режиссеров, которые уже снимают достойные больших экранов ленты. Поэтому мы решили ввести в национальном конкурсе новую номинацию – за лучшую режиссуру, ведь считаем это абсолютно логичным шагом для развития национального кинематографа.

Катерина Горностай

Кроме полностью завершенных работ, в программах Film Industry Office и «Летний Кинорынок» мы представляем фильмы, которые существуют только в формате проектов или на завершающей стадии производства. Наш кинорынок – это единственная в стране профессиональная площадка, где дистрибьюторы, представители кинотеатров, киностудий и других компаний общаются между собой и отбирают украинские фильмы. На Film Industry Office также презентуются работы украинских режиссеров в трех конкурсных подсекциях. Фильмы обеих программ будут оцениваться международным жюри, а победители конкурсов получат денежное вознаграждение для производства своих картин.

О гендерном равенстве на ОМКФ

В этом году мы затронем на фестивале гендерную тематику. Вообще, о равноправии мы говорим уже несколько лет – и посредством фильмов со зрителями, и на профессиональных дискуссиях. Но в этот раз мы хотим уделить теме равенства особое внимание, поэтому проведем мини-конференцию, на которой пойдет речь о гендерном балансе в кинематографе – не только в Украине, но и в других странах Западной и Восточной Европы.

Кроме того, арт-программа Одесского кинофестиваля, которую подготовила галерея Invogue, будет посвящена женщинам в украинском кинематографе, которые создавали историю кино, оставаясь по ту сторону экрана.

К слову, так сложилось, что команда ОМКФ – это преимущественно женщины. Мы не подбирали специально и, даже когда у нас открывается вакансия, всегда пишем, что будем рады видеть мужчин. Но пока их у нас меньше, а все главные позиции в оргкомитете фестиваля занимают женщины.

Команда ОМКФ-2017

В украинском кинематографе очень много девушек – режиссеров, сценаристов, продюсеров. В творческих профессиях женщинам проще, в отличие от других сфер, особенно если речь идет о руководящих должностях. Например, в экспертный состав какого-то государственного агентства по вопросам кино обычно входят одна-две женщины. А все потому, что женщинам не хотят доверять многомиллионный бюджет, мол, она не способна в силу своих биологических данных и семейных обязанностей выдержать такую нагрузку и не может брать на себя ответственность такого масштаба. Я считаю, что такие мифы нужно развеивать.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Зачем нам короткометражное кино. И кто его смотрит
1165 0 35

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

1 комментарий

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

На конференции о гендерном равенстве заявлено семь спикеров и два модератора. Исключительно женщины. Это все, что вам нужно знать о гендерном равенстве с позиции ОМКФ )))

Спікери:

1. Вікторія Тігіпко, Президентка ОМКФ, засновниця TA Ventures, Україна

2. Юлія Сінькевич, генеральна продюсерка ОМКФ, співзасновниця Української Кіноакадемії, продюсерка, Україна

3. Ярослава Кравченко, засновниця Дикого театру, публічна фігура, активістка, Україна

4. Ханна Шлак, представниця Європейської жіночої аудіовізуальної мережі, Словенія

5. Єва Пущиньська, продюсерка, Польща

6. Нана Джанелідзе, продюсерка, Грузія

7. Дар’я Жук, директорка, Білорусь

Модератори

Тамара Татішвілі, Представниця Грузії у Єврімаж та European Film Promotion, Грузія

Кейт Кіннінмонт, Генеральна директорка «Жінки у кінематографі та телебаченні», Великобританія

Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: