Cпецпроекты

«Мы чудовищно плохи в предсказании будущего». Конспект лекции Билла Барнетта, профессора Стэнфордской школы бизнеса


0 704 201

30 августа в Киеве выступил профессор Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Билл Барнетт. Он приехал в Украину по приглашению CAP school. Барнетт рассказал, что делать, чтобы в компании рождались инновационные идеи, что такое leading by design и где искать единорогов. Предлагаем вам пересказ основных тезисов лекции.

Мы очень плохи в предвидении будущего. Но при этом очень хорошо анализируем прошлое, объясняя поступки и намерения задним числом. И это играет с нами злую шутку — мы забываем, что из нас плохие предсказатели.
 Эта простая истина работает не только в технологических компаниях. Она применима для любой сферы деятельности, включая создание прорывных бизнесов. Потому что эта идея восходит к базовым философским проблемам.

Например, никто не хотел инвестировать в Google на заре компании. В 1993 году, когда появился первый браузер, специалисты не верили, что кто-то, кроме них, будет им пользоваться. Создатели интернета не могли предположить, что он будет нужен обычным людям.

Кроме того, все были уверены, что невозможно зарабатывать на интернет-поиске. Но все мы знаем, что Google взлетел. Затем, анализируя кейс Google, исследователи пришли к выводу что, конечно же, поиск — это лучший бизнес из всех возможных.

Также мы знаем историю Airbnb — в 2007 году ребята просто решили сдать свободный диван, потому что аренда была дорогой и им нужен был сосед по квартире. Технарь, когда ему что-то нужно, создает сайт. Так сделали и ребята. Потом они начали сдавать место для ночлега тех, кто приезжал на различные конференции и фестивали. В один прекрасный момент желающих было так много, что сайт обвалился. И создатели Airbnb решили развиваться как туристическая компания, хотя идея выглядела абсурдной. Это и был их момент удивительного открытия. 

Существует два способа обучения:

  1. Исправить ошибки.
  2. Открыть для себя то, о чем вы не знали и никогда не задумывались.

Важны оба способа. Я не учу вас не совершать ошибки. Сначала нужно обнаружить ошибки и исправить их, но если вы создаете прорывной бизнес, вам нужно учиться, совершая открытия. Это в первую очередь касается ваших представлений и мышления. В момент удивительного открытия вы поймете, куда должен двигаться ваш бизнес, как это было в случае с Airbnb и Google.

Да, многие инновации — дерьмо. Они не работают. Но мы знаем только о тех идеях, которые произвели революцию, поэтому нам тяжело адекватно оценивать чужие инновационные идеи.

Когда у нас появляется инновационная идея и мы спрашиваем окружающих о том, поддерживают ли они нас или нет, возможны 4 варианта развития событий:

  • С нашей идеей соглашаются, и мы правы.
  • С нашей идеей не согласны, но мы правы.
  • С идеей согласны, но мы ошибаемся.
  • С идеей не согласны, и мы ошибаемся.

По определению если ваша идея инновационна, то вы не можете быть уверены в своей правоте. Каждая из по-настоящему прорывных идей казалась сначала глупой и нежизнеспособной. Хотите увидеть компанию-единорога? Спросите, где такую искать, и идите в противоположном направлении. Потому что будущие единороги сейчас выглядят как кучка придурков. 

Жизнеспособная идея — это не прорыв.

Но проблема в том, что во многих людях страх выглядеть дураком сильнее надежды оказаться гением.

Даже если мы думаем, что наша идея, не получившая поддержки, может оказаться потрясающей, мы боимся, что если это не так, то мы будем выглядеть глупо.  Поэтому мы собираем данные, и если идея не находит поддержки в ближайшем окружении, то мы просто молчим.

Поэтому в вашей компании, если вы хотите быть инноваторами, должна царить особая атмосфера, в которой идеи поощряются, в которой могут рождаться эти нежизнеспособные идеи. Кроме того, нужно обладать определенной смелостью, чтобы внедрять то, чему вы научились, в процессы компании. 

Лидерство, о котором я говорю — это leading by design. Ваша работа как лидера — это не предвидеть будущее, а разработать систему —  нанять правильных людей на подходящие им должности, выстроить все процессы и структуру, сформировать такую культуру, чтобы ваши сотрудники могли  учиться, открывая то, о чем мы не знали. Когда вы совершите эти открытия, то сможете вырасти.

Фото предоставлены организаторами лекции.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: