Cпецпроекты

Политическая реклама в Фейсбуке: как в Европе спасаются от манипуляций


0 70 5

Помните преддверие наших выборов в начале 2000-х? Как все начиналось с палаток, флажков и кепок. Дальше в ход шла канцелярия и раздаточные материалы. Еще позже баннеры вдоль дороги превращались в фотогалерею. Едешь и любуешься.

Но рекламные тренды не стоят на месте. Политическая агитация от них тоже не отстает. Теперь все те же известные лица появляются между роликами YouTube, в ленте Facebook и уже даже пытаются участвовать в giveaway в Instagram. В этом году для нас это стало ноу-хау, которое вызывает грустную и обреченную улыбку юзеров. Но на Западе это уже давно не в новинку. Совсем других масштабов и, конечно, не без громких скандалов. Которые и привели к смене правил политической рекламы и уже показали первые результаты.

В Брекзите винят Facebook

В 2016 году в Великобритании прошел референдум касательно членства в Евросоюзе. Звучал вопрос «Остаемся или уходим?». Как мы знаем, британцы сказали «уходим», на днях ЕС даже поддержали окончательный проект договора по условиям и срокам выхода Британии из ЕС.

В ходе расследования нарушений в проведении референдума стало известно, что британская организация «Голосуй за выход» (от англ. – Vote Leave) потратила 2,7 млн фунтов на таргетированную рекламу в Facebook. Давили по самым больным точка разных социальных групп.

Безработной молодежи, среди которой популярна риторика «мигранты забирают наши рабочие места» показывали:

«Нам нужна иммиграционная система, которая обеспечит больше рабочих мест для британской молодежи. Я согласен. Уходи (BeLeave)»

Манипулировали расходами на членство в ЕС.

«Каждую неделю мы отправляем ЕС 350 млн фунтов. Этой суммы хватило бы, чтобы Нацслужба здравоохранения каждые 7 дней строила новую больницу. Кликни, чтобы помочь Нацслужбе»

Ну или показывала защитникам животных такие картинки: 

«ЕС не дает нам высказаться и СПАСТИ полярных медведей».

Уж больно напоминает отечественное «Якщо ненавидиш корупцію — тисни лайк», только каждому свое. Доказать, что именно эта реклама стала решающей в исходе референдума, трудновато. Но влияние и манипуляции не вызывают сомнений.

Президент Трамп мог бы и не быть президентом

Последние президентские выборы в Штатах тоже не обошлись без рекламного скандала. В этот раз Facebook винили в распространении фейковых новостей. Никто не ожидал, что Трамп победит — никто не брал в расчет фейсбучные настроения.

Люди не хотели публично выражать свою поддержку такой одиозной личности, как Дональд Трамп, хотя и были с ним согласны по вопросам миграции, внешней политики. Народ шел в уйму созданных закрытых групп. А по сети распространяли опросы типа «Как вы считаете, в США станет безопасней с Трампом в роли президента?». Ну и соответствующая картинка.

И конечно, все грязное белье из расследований по главному конкуренту Трампа на тех выборах — Хиллари Клинтон распространялось молниеносно.

Его штаб сделал правильный выбор: кто успел, тот и съел.

Эти выборы также ознаменовались незаконным использованием данных 87 млн пользователей Facebook. Внешнее приложения проводило психологический тест, собирало персональные данные пользователей и позже передало их компании по оценке данных Cambridge Analytica. Та в свою очередь использовала их для создания психологического портрета электората и использования в предвыборной кампании Дональда Трампа.

В связи с этим скандалом Марк Цукерберг даже давал показания перед Сенатом.

Не лишним будет добавить, что именно с Facebook также связанно расследовании о вмешательстве России в эту президентскую гонку. И пусть расследование этого вопроса еще далеко от завершения, но факт такого вмешательства имеет место. Нелегкие выдались выборы, что тут сказать.

Новые правила

У Facebook в США, Великобритании и Бразилии отныне действует новая система: для запуска политической рекламы необходимо подтвердить свою личность и местоположение компании. Под политической рекламой подразумевается реклама, в которой присутствуют политические фигуры, партии, поднимается вопрос выборов, парламента, референдума.

Процесс подтверждения личности включает предоставление паспортных данных, водительских прав или вида на жительство. Они должны подтвердить, что вы проживаете в той стране, где хотите запускать рекламу (ВБ, США, Бразилия).

В каждом рекламном объявлении теперь указывается, какая компания запустила эту рекламу, кто ее оплатил, какие охваты и сколько денег всего потрачено.

Также Facebook создал специальный архив для «политической рекламы», в котором будут сохранять рекламную историю со всеми результатами и расходами организации.

К Facebook также присоединились Twitter и Google. И пусть их CEO не вызывали на допрос, но со стороны власти компании ощутили заметное давление. От них требовали принять меры по предотвращению распространения фейка и политических манипуляций. Компании представили Еврокомиссии, одному из органов Европейского союза, так называемый кодекс, в котором обязуются инвестировать в разработку технологий и программ, которые помогут избежать распространения фейка. Сменят алгоритмы для приоритизации аутентичной информации в новостных лентах и лучше будут освещать разнообразие взглядов.

Однажды эта система заработает и в Украине, мы хотим в это верить, а пока нам остается «тиснути лайк».

 

Подписывайтесь на нас в Facebook!

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: