Cпецпроекты

Почему будущее образования – это VR/AR-технологии: опыт Sensorama Academy


0 223 25

Современные технологии — это не только яркие заголовки, но и комфорт, безопасность и развитие на практике. Например, технологию виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) можно использовать для обучения в школах, университетах и на предприятиях. Дабы победить занудство, заинтересовать учащегося, чтобы он усвоил знания, а не прочитал-сдал-забыл.

Руководитель направления «Образование» в Sensorama Academy Ульяна Автономова рассказала bit.ua о практической ценности технологий виртуальной и дополненной реальности, кейсах с использованием VR/AR в образовании и перспективах технологий в Украине.

О технологии

VR, MR, AR — это акронимы технологий будущего, где вторая буква «R» – это «реальность», а первая буква указывает на ее тип.

V — virtual, виртуальная реальность, для которой необходима маска с датчиками или без. Надевая маску, вы погружаетесь в вымышленную или воссозданную среду. Например, можно попасть на Марс или пройтись по улицам Нью-Йорка. Смотреть по сторонам, поворачиваться на 360 градусов и увидеть вокруг кратеры или огни Большого яблока. При этом находясь дома, в киевской пятиэтажке.

A — augmented, дополненная реальность, с которой большинство познакомились, играя в Pokémon Go. Скачав AR-приложение на смартфон, можно увидеть дополнительные цифровые объекты в пространстве — от сердца человека (Google Expeditions) до оживающих картин (ZIR).

M — mixed, смешанная реальность, которая, как правило, объединяет обе технологии.

Их еще называют иммерсивными технологиями — собирательное название всех технологий, которые включают в себя взаимодействие человека с пространством, информацией, контентом. Они стирают грани между реальным и вымышленными мирами. Позволяют взаимодействовать и погружаться в информацию и продукт.

VR/AR в обычной жизни

Большинство использует VR/AR ежедневно, даже не догадываясь об этом. Ушки, носик, маски в Snapchat или Instagram — это уже дополненная реальность.

Изначально VR/AR и вправду воспринимали только как игрушку и развлечение. Сегодня же виртуальную реальность активно используют в продажах: застройщики, логистические компании — для визуализации процессов, большие корпорации — для обучения персонала. На очереди медицина и образование.

Оценки рынка VR/AR выглядят многообещающе — 170 миллиардов долларов к 2022 году, где доля e-commerce составит около 90 миллиардов долларов.

Виртуальная и дополненная реальность в образовании  

Сразу нужно понимать, что образование – это сама по себе долгосрочная инвестиция. Видимые результаты проявляются годами позже.

В школе, университете виртуальная реальность поможет лучше усваивать сложные понятия. Хороший пример — легкие. Учитель долгое время может объяснять функции легких, как они выглядят снаружи и изнутри, на словах. А теперь представьте, что благодаря виртуальной реальность удастся «побывать» внутри легких, увидеть своими глазами. Вряд ли вы когда-нибудь забудете о том, что такое альвеолы и для чего они служат.

Виртуальная реальность подходит для начала урока, чтобы погрузить в определенную тему, середины – чтобы визуализировать какое-то сложное понятие. Или же часть с виртуальной реальностью можно использоваться в конце, чтобы вдохновить ученика на выполнение домашнего задания.

Речь, конечно, не идет о проведении 45 минут в виртуальной реальности. Это в первую очередь эффективный инструмент, а не панацея или заменитель всех методик. К тому же в разных странах разные программы обучения — сделать универсальные решения крайне сложно. Но это не значит, что не нужно пробовать.

Эффективность инструмента должна измеряться цифрами. На примерах:

1. Йельский университет протестировал VR-тренировку для проведения хирургических манипуляций с желчным пузырем. Авторы исследования обнаружили, что VR-группа была на 29% быстрее и в шесть раз реже допускала ошибки.

2. Исследование на тему: «Влияние VR на академическую деятельность», которое провели в Пекине, показало похожие результаты. Двум группам детей преподавали одну и ту же дисциплину, но разными способами. Первой группе — традиционными методами, второй — с помощью виртуальной реальности. Студенты первой группы набрали в среднем 73% в итоговом тесте, студенты группы VR — 93%. Группа VR также продемонстрировала более глубокое понимание и удержание знаний через две недели.

VR/AR в образовании на практике

Ульяна Автономова
Руководитель направления «Образование» в Sensorama Academy
Проведя в школах множество презентаций и уроков — как в Украине, так и в Амстердаме, могу сказать, что учителя очень консервативны — технологии не скоро станут широко распространенными в образовательном процессе. Хотя в корпоративном секторе изменения происходят значительно стремительнее.

Для того чтобы использовать технологию виртуальной реальность в школах, необходимо закупить маски. Сегодня существует уже более 20 бесплатных приложений по разным предметам, которые можно интегрировать в уроки. Например, Google Expeditions предоставляет более 700 готовых фотосфер по темам, которые даже имеют короткое описание темы для урока.

Международная французская школа, с которой сотрудничает Sensorama Academy, в этом году приобрела 20 масок. Внедрение технологий в образование — это довольно длительный процесс, поскольку в первую очередь необходимо обучить учителей. Однако если не начать сегодня, то завтра будет уже поздно.  

О проекте Sensorama

Основатели Sensorama более 8 лет занимаются интерактивными технологиями. Проект специализируется на разработке приложений виртуальной и дополненной реальности, 3D-моделировании и анимации, создании 360-градусных видеороликов. Этой весной в партнерстве с Lenovo была открыта Sensorama Academy — первая в Украине образовательная платформа, которая создала учебные курсы по виртуальной и дополненной реальности на базе Lenovo и UNIT.City.

Проект стал первопроходцем по нескольким направлениям:

  • Первый документальный фильм в виртуальной реальности «Chornobyl360» собрал средства на Kickstarter и был презентован Генеральной Ассамблее ООН.
  • Первое украиноязычное приложение на Steam и Microsoft Store (Apple Store в мире виртуальной реальности) позволяет посетить шесть киевских локаций и на каждой из них интерактивно пройти тесты.
  • Первый обучающий курс электромехаников в виртуальной реальности. Проект реализуется для ТЭЦ «Восток». Режимы занятий, тестов и экзамена были разработаны для безопасного обучения и аналитики прохождения всех этапов.

Основной миссией Sensorama являются исследования и разработка наиболее эффективных и интересных решений с использованием иммерсивных технологий для разных сегментов бизнеса и жизнедеятельности, популяризация применения технологий и развитие специалистов в Украине.

Где можно протестить технологию?

Для дополненной реальности достаточно иметь смартфон, в то время как для виртуальной реальности еще нужен кардборд или же компьютер с определенной мощностью видеокарты и VR-маска. В Киеве с технологией можно познакомиться в XR Port в Dream Town, кинотеатре «Киев» или развлекательном центре «Блокбастер». Играть, смотреть кино или попутешествовать по миру и за его пределы в виртуальной реальности.

 

Подписывайтесь на нас в Facebook!

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: